История Юрия Буданова – полковника российской армии, осужденного за убийство чеченской девушки и убитого после освобождения из тюрьмы – до сих пор остается одной из самых противоречивых страниц российской истории. Спустя много лет продолжаются споры о том, кем был на самом деле человек, убитый 10 июня 2011 года – героем, преступником или жертвой сложившихся обстоятельств. Вместе с тем, в истории гибели бывшего полковника до сих пор остается много темных пятен — в первую очередь, кто именно организовал убийство Буданова.
О том, как жил и умер настоящий русский полковник — читайте в нашем материале.
Между Союзом и Россией
Подробностей о жизни Буданова до известных событий Второй Чеченской войны сохранилось немного. Родившийся в 1963 году в городе Харцызск Донецкой области Украинской ССР, Юрий Буданов с молодых лет мечтал о карьере военного. В 1987 году, окончив гвардейское высшее танковое командное училище в Харькове, Буданов продвигается по военной карьере и проходит воинскую службу в составе подразделений Южной группы войск на территории Венгрии.
Неизвестно, как бы сложилась судьба молодого военного, если бы не распад Советского Союза. После вывода ЮГВ с территорий Белоруссии и стран распавшейся Организации Варшавского договора, Буданов не вернулся в родной Харцызск, оказавшийся в «незалежной» Украине, а продолжил службу в Вооруженных силах РФ.
Более семи лет Буданов переезжал из одной воинской части в другую, пока в 1998 году не был назначен командиром 160-го гвардейского бронетанкового полка, расквартированного в Забайкалье. Для повышения военной квалификации Буданов поступает в Общевойсковую академию ВС РФ, которую заочно окончит в 1999 году.
В этот момент начинается конфликт, который принесет Буданову не только всероссийскую известность, но и много горестей, которые впоследствии и приведут к трагедии.
Герой войны
В сентябре 1999 года Россию потрясает нападение чеченских боевиков под руководством Шамиля Басаева и Амира ибн аль-Хаттаба на Дагестан. С этого момент в жизнь простых граждан России и кадровых российских военных на несколько лет вторгается конфликт на Северном Кавказе. Не минула эта участь и Юрия Буданова: в сентябре 1999 года 160-й полк прибывает на территорию Чечни и принимает активное участие в боевых действиях на территории республики.
На поле боя Буданов зарекомендовал себя как умелый и жесткий командир, зачастую крайне требовательный к своим подчиненным. При этом Буданов не прятался в окопах и всегда находился вместе со своим подразделением – вплоть до того, что в октябре и ноябре 1999 года Буданов дважды был контужен при разрыве снаряда и при обстреле танка из гранатомёта.
На войне командир потерял нескольких своих боевых товарищей, и в связи с этим никогда не жалел врага.
Довольно быстро Буданов проявил себя и как эффективный стратег, умело действующий в сложной обстановке Чечни. Особую известность получил инцидент у села Дуба-Юрт, где в преддверие Нового 2000 года в засаду боевиков попали две роты 84-го отдельного разведывательного батальона. Несмотря на прямой запрет начальства и требование не вмешиваться в ситуацию, Буданов отправил несколько танков на выручку разведчикам, благодаря чему российских бойцов удалось вывести из-под огня. Сам Буданов впоследствии говорил, что за нарушение запрета ему вынесли «служебное несоответствие».
Впрочем, нелюбовь начальства к Буданову сполна компенсировалась народным интересом к фигуре настоящего русского офицера. В январе 2000-го Буданов был награждён орденом Мужества, тогда же — офицеру досрочно присвоили звание полковника. К этому моменту Буданов несколько раз попадал в прицелы телекамер, и вся страна уже знала о харизматичном командире, который поздравлял с Рождеством «чеченских боевиков и арабов с хохлами» при помощи полковой артиллерии.
Тем большим шоком оказались для многих последующие события.
«Дело Буданова»
27 марта 2000 года полковник Буданов был арестован военной прокуратурой по обвинению в похищении, изнасиловании и убийстве 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. Согласно материалам следствия, Буданов требовал от девушки сведения о местонахождении боевиков, однако впоследствии нанес девушке ряд телесных повреждений и задушил.
Резонансное судебное разбирательство длилось два года. Родственники убитой пытались вменить Буданову совершение изнасилования Кунгаевой перед убийством, однако проведенная экспертиза не подтвердила факта совершения каких-либо насильственных действий сексуального характера. Дело также осложняла реляция судебных психиатров, согласно предположению которых Буданов в момент совершения преступления мог находиться в состоянии временного психического расстройства, вызванного двумя пережитыми контузиями.
До сих пор ходят споры относительно того, что именно произошло в палатке, где Буданов допрашивал Кунгаеву, однако 25 июля 2003 года приговором Северо-Кавказского окружного военного суда Юрий Буданов был приговорен к лишению свободы сроком 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и с лишением права занимать государственные должности сроком на 3 года.
Кроме того, в соответствии со статьёй 48 УК России Юрий Буданов был лишён Ордена Мужества и звания полковника.
Сам Буданов неоднократно заявлял и во время суда, и после заключения, что раскаивается в убийстве чеченской девушки.
«Я хочу прежде всего сказать, что война принесла горе Эльзе и ее семье… И я, к великому сожалению, оказался к этому причастным, — заявил Буданов в интервью газете «Комсомольская правда» после освобождения. – [Совесть] меня грызла нещадно день и ночь все эти 8 лет и 10 месяцев… И сейчас грызет… Но в том-то и трагедия, что жизнь нельзя переписать набело, как школьный черновик».
Несмотря на то, что суд вынес обвинительный приговор, есть достаточно правдоподобная версия, что Буданов был просто принесен в жертву политическим интересам, как и многие другие военнослужащие, участвовавшие во второй чеченской.
«Трудно отделаться от чувства, что главным мотивом следствия и суда в процессах над военными было полное отсутствие желания искать реально виноватых, — пишет во втором томе книги «Чеченская война» известный исследователь Евгений Норин. — Солдат были готовы сажать в тюрьму из соображений сиюминутной политической конъюнктуры.
…ради укрепления авторитета чеченских союзников и межнациональной дружбы некоторые чиновники были готовы бросить им на расправу кого угодно. Публичное унижение судебной системы оказывалось в этом случае даже на руку: чеченскому обществу показывали, что «поли народа» в лице Кадырова достаточно, чтобы посадить любого, независимо от наличия доказательств и фактических обстоятельств дела».
Долгий путь домой
После оглашения приговора Юрий Буданов был отправлен в колонию в Димитровграде в 85 км от Ульяновска. На условия содержания и жизни заключенных в колонии Буданов никогда не жаловался – более того, призывал привезти в колонию «некоторых горе-командиров… чтобы посмотрели на питание, внутренний порядок и дисциплину». В исправительном отряде Буданов работал в качестве председателя спортивно-физкультурной секции – занимался, по его собственным словам, «организацией спортивно-массового досуга».
Буданов неоднократно посылал прошения о помиловании. В 2004 году его ходатайство было почти удовлетворено, однако в дело вмешались чеченцы: 21 сентября 2004 года в Грозном прошёл митинг, на котором был выражен протест против помилования. В итоге Буданов отозвал свое прошение, ведь ему грозили непредвиденные последствия на свободе – и лишь спустя шесть лет заключения, 15 января 2009 года Юрий Буданов вышел на свободу по условно досрочному освобождению.
Несмотря на то, что за Будановым продолжал тянуться шлейф убийства Эльзы Кунгаевой, родственники которой подали в суд по поводу законности освобождения, бывший полковник планировал заняться мирной жизнью, устроился на работу руководителем легкового автопарка.
На возвращение в Вооруженные Силы после содеянного и пережитого Буданов не надеялся.
«И вроде хотел бы вернуться. Но… Даже если бы предоставилась такая возможность — назад бы не пошел. Потому что теперь мое имя как красная тряпка. Как толчок к конфликту. Да и не только это. Нельзя мне в Вооруженные силы. Ведь всегда найдется кто-нибудь, правозащитник какой-нибудь, который скажет: «Что же это у нас за армия такая, в которой такие люди, как Буданов, служат»»..
Выстрелы на Комсомольском
Однако всем планам бывшего полковника не суждено было сбыться. 10 июня 2011 года возле нотариальной конторы в доме № 38 по Комсомольскому проспекту в Москве Юрий Буданов был убит. Согласно данным следствия, преступник произвел шесть выстрелов в Буданова из газового пистолета, переделанного под боевой патрон, и скрылся с места преступления. Машину, на которой уезжали убийца и его сообщник, впоследствии нашли полусожжённой в нескольких кварталах от места преступления.
Все люди, близкие к семье Юрия Буданова, в один голос утверждали, что за бывшим полковником ведется слежка. Судя по характеру и месту убийства, организаторы считали, что Буданов вместе с супругой может уехать из России: их несовершеннолетняя дочь Екатерина планировала выезд за границу, и именно поэтому Буданов прибыл к нотариусу, чтобы подписать свое согласие на поездку дочери. При этом, роковым решением для судьбы Юрия Буданова стало снятие полицейского надзора, под которым он пребывал после выхода на свободу: как считают близкие семьи, правоохранители фактически спасали бывшего военного от расправы.
По горячим следам следователи арестовали по подозрению в причастности к убийству «исламского религиозного деятеля» Магомеда Сулейманова. В ходе следствия выяснилось, что под этим ложным именем скрывался уроженец Чечни Юсуп-Хаджи Темирханов – ему вменяли убийство Буданова, совершенное по причине кровной мести. В 2013 году по решению суда Темирханов был приговорен к 15 годам лишения свободы.
Лишенный всех званий и наград Юрий Буданов был похоронен на Новолужинском кладбище города Химки – недалеко от мемориала советским летчикам, погибшим в ходе Великой Отечественной войны. Проститься с Будановым пришли более тысячи человек, в том числе – лидер ЛДПР Владимир Жириновский и другие депутаты Госдумы. Несмотря на то, что, по решению суда, Буданов был лишен звания, похороны прошли со всеми воинскими почестями.
Слово, способное убить
Во всей истории убийства Юрия Буданова остается нераскрытой только одна важная деталь – кто именно дал команду на ликвидацию бывшего военнослужащего. Юсуп Темирханов, признанный виновным в совершении убийства Буданова, так и не сообщил имена заказчиков, и теперь уже не сообщит их никогда — в 2018 году Темирханов умрет на территории колонии, находясь в состоянии глубокого истощения и слабой физической активности.
Но если заказчиков убийства Буданова установить нельзя – то персону, которая фактически одобрила любые действия в отношении бывшего заключенного, знает вся страна. В 2004 году, на фоне новостей о возможном помиловании полковника Буданова, журналисты издания Regnum взяли интервью у главы Чечни Рамзана Кадырова, который заявил, что если это произойдет, и Буданов выйдет на свободу, то Чечня попытается любыми методами добиться «справедливости».
«Для жителей Чечни нет никакой разницы между Басаевым и Будановым, ибо оба они повинны в убийстве мирных людей. Если это произойдет, мы найдем возможность воздать ему по заслугам», — заявил тогда глава республики.
Те же слова из уст Кадырова прозвучали и в 2009 году, после освобождения Буданова по УДО. В интервью СМИ глава Чечни фактически провозглашает, что любой житель Чечни будет обязан уничтожить Буданова любой ценой, чтобы смыть позор и оскорбление.
«Буданов — шизофреник и убийца, признанный враг чеченского народа, — заявил Кадыров. — Он оскорбил наш народ. Каждый мужчина, женщина и ребёнок считает, что, пока Буданов существует, позор не снят с нас».
Уже после убийства Буданова Кадыров не раз упоминал в своих заявления Юсупа-Хаджи Темирханова. При этом, год от года, его характеристика в отношении убийцы Буданова менялась. Так, после суда в 2013 году глава Чечни заявил, что «суд своим обвинительным приговором … сделал его героем, отомстившим за поруганную честь и лишение свободы чеченской девочки». После смерти Темирханова в колонии Кадыров присутствует на его похоронах в Грозном вместе с тысячами жителей Чечни, и заявляет о невиновности Темирханова: «Его незаконно осудили, посадили, и он умер своей смертью по воле Всевышнего».
Так или иначе, нельзя говорить с полной уверенностью, что Рамзан Кадыров мог подстрекать к убийству Юрия Буданова или стать его заказчиком. Однако есть мнение, что именно слова главы Чечни, фактически оправдывавшие совершение преступных действий в отношении Буданова, могли спровоцировать убийцу и дать ему некое моральное право на кровную месть. И здесь пролегает грань между законами государства и обычаями предков: убийца руководствовался варварскими обычаями и принципом «око за око» — вопреки тому, что Буданов честно и по закону отбыл свое наказание и чистосердечно раскаялся в гибели Эльзы Кунгаевой.
«Думаю, меня все равно убьют, — приводила слова Буданова журналистка Наталья Полат, которая общалась с бывшим полковником и в колонии, и после освобождения. — И не то чтобы из-за кровной мести. Скорее из-за провокации. Но я не боюсь. Я готов. Если за родину таким образом жизнь нужно отдать, пусть так и будет. Только бы семью не трогали. Они ни при чем. А нам всем рано или поздно приходится отвечать за какие-то вещи. Перед кем — жизнь покажет…».